Кодекс Тривульцио

Одна из революционных перемен, которые Леонардо привнес в натурфилософию XV века, заключалась в его бескомпромиссном выборе в пользу наблюдения за природой. Древнегреческие философы и ученые избегали экспериментировать, а большинство гуманистов Возрождения повторяли суждения классических авторов, принимая их на веру. Леонардо же неустанно подчеркивал важность sperienza - непосредственно-опытного познания природных явлений. Начиная с самых ранних своих записей, когда он только начинал научные исследования, и вплоть до последних дней Леонардо повсюду в записных книжках декларирует жизненную важность методического наблюдения и экспериментирования.

«Все наше познание начинается с ощущений», - отмечает Леонардо в первой записной книжке – Кодексе Тривульцио. «Мудрость - дочь опыта», - утверждает он в Кодексе Форстера, а в «Трактате о живописи» мы читаем: «Но мне кажется, что те науки пусты и полны ошибок, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и которые не кончаются в очевидном опыте, то есть если их начало, или середина, или конец не проходят ни через одно из пяти чувств». Такой подход к изучению природы был во времена Леонардо чем-то неслыханным, и в полной мере возродился только в XVH веке - в эпоху научной революции.

партнерская реклама