anima mundi

В ранней греческой философии конечная движущая сила и источник жизни отождествлялись с душой и воплощались в метафоре «дыхание жизни». В самом деле, исходное значение греческого psyche и латинского ani-та - «дыхание». С этой движущей силой - дыханием жизни, покидающим тело в момент смерти, - была тесно связана идея познания. Для ранних греческих философов душа являлась источником движения и жизни, а также субъектом восприятия и познания. Согласно принципиальной аналогии между микро- и макрокосмом, индивидуальная душа мыслилась частью той силы, что движет всей вселенной, и, соответственно, познание индивида рассматривалось как часть вселенского процесса познания, который Платон называл «мировой душой» anima mundi.

Что касается строения материи, то еще в V веке до н. э. Эмпедокл считал: материальный мир состоит из различных сочетаний четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня. По его представлениям, эти элементы образуют концентрические сферы - в центре земля, которую последовательно окружают сферы воды, воздуха и огня. За ними находятся сферы планет, а еще дальше - сфера звезд.

партнерская реклама