«Портрет некоей флорентийской дамы»

В числе скудных свидетельств о последних годах Леонардо, проведенных в Амбуазе, - путевой дневник секретаря кардинала Арагонского Антонио де Беати-са, который вместе с кардиналом посетил художника в октябре 1517 года. Беатис пишет, что на вид Леонардо был старше семидесяти лет (в действительности ему было шестьдесят пять) и что он больше не мог работать красками из-за паралича правой руки, но еще мог делать наброски, в чем ему помогал ученик (без сомнения, это был Франческо Мельци), который «работал довольно недурно» под руководством мастера. Искусствоведы предполагают, что паралич (вероятно - следствие инсульта) не лишил Леонардо возможности писать и рисовать, поскольку он делал и то и другое левой рукой. Но пострадала его богатая тончайшими нюансами живопись, которой он был обязан своей славой, ведь она требовала свободы движения обеими руками. Это препятствие, в сочетании со слабеющим зрением, несомненно, приводило Леонардо в глубокое уныние.

По сообщению Беатиса, Леонардо показал кардиналу три лучшие свои картины: «портрет некоей флорентийской дамы» («Мона Лиза»), «Иоанна Крестителя» и «Мадонну с младенцем и св. Анной». Кардинала и его секретаря поразили анатомические рисунки Леонардо, а также его сочинения по другим вопросам. «Когда все эти труды увидят свет, - добавляет Беатис, - они окажутся полезными и в высшей степени замечательными». Это наводит на мысль, что Леонардо обсуждал с кардиналом планы опубликования своих записных книжек.

партнерская реклама