«Иоанн Креститель» Леонардо

Но этот «манифест о мастерстве живописи» (как называет «Иоанна Крестителя» Даниэль Арасс) не сводится к одним только техническим достижениям. Десятью годами ранее Леонардо написал в своем «Трактате о живописи» знаменитое рассуждение о способности художника пробуждать в зрителе чувство любви:
«Живописец настолько... поражает разум людей, что заставляет их любить и влюбляться в картину, не изображающую вообще никакой живой женщины. Мне самому в свое время случилось написать картину, представляющую нечто божественное; ее купил влюбленный в нее и хотел лишить ее божественного вида, чтобы быть в состоянии целовать ее без опасения. В конце концов совесть победила вздохи и сладострастие, но ему пришлось удалить ее из своего дома».

В «Иоанне Крестителе» Леонардо вновь демонстрирует свою способность волновать зрителей. Однако на этот раз объектом испытываемых ими чувств является не женщина, а ангелоподобный таинственный молодой человек. Манящая улыбка и загадочный жест святого (поднятый вверх указательный палец) эмоционально вовлекают зрителя, гипнотизируют красотой, часто вызывающей смущение - наверное, своей андрогинностью; и в то же время она чарует и трогает нас. Всю жизнь скрывавший собственные сексуальные переживания, Леонардо в своей последней картине, как мне кажется, наконец-то открыто высказывается перед всем миром. Его исполненный желания гений находит свое воплощение в неотразимой запредельной андрогинной красоте Иоанна Крестителя.

партнерская реклама