Резиденция в Бельведере

В сентябре 1513 года Леонардо отправился в Рим с несколькими учениками (в числе которых был и Франческо Мельци) и грудой сундуков и чемоданов, где находились его личные вещи, - материалы для живописи, многотомные записные книжки, несколько картин на разных стадиях завершенности, в том числе «Леда», «Мона Лиза» и «Св. Анна», а также, по-видимому, кое-какие научные приборы и инструменты. Где-то в ноябре или декабре они прибыли в Рим.

Джулиано приготовил для Леонардо просторную резиденцию в Бельведере - роскошной вилле в самом Ватикане, рядом с папским дворцом. Квартира Леонардо включала в себя несколько спален, кухню и большую мастерскую, где он мог работать над картинами и проводить эксперименты.
Леонардо окружили уважением и почтением, обеспечили всем необходимым, включая регулярно выплачиваемое содержание, не предполагающее определенных обязанностей, но все-таки счастливым он себя в Риме не чувствовал.
На шестьдесят втором году жизни Леонардо был уже стариком. Его длинная борода поседела, зрение ухудшилось. Да, перед ним преклонялись, считая великим мудрецом, но он уже вышел из моды как художник. Репутацию Леонардо-живописца затмили более молодые соперники Микеланджело и Рафаэль, пребывавшие в зените своей славы. Оба к тому времени написали великолепные фрески в Ватикане: Микеланджело - в Сикстинской капелле, а Рафаэль - в так называемых стан-цах (комнатах) - личных апартаментах папы Юлия II. Новый папа Лев X привлек в Рим толпы художников и щедро раздавал заказы, но старому мастеру из Флоренции не досталось ничего. Леонардо жил в полном комфорте, но не был в центре внимания. Одиночество и уныние томили его. Именно в это время он создает свой знаменитый автопортрет.

партнерская реклама