Щедрость Шарля дАмбуаза

Леонардо было пятьдесят пять лет, и он, вероятно, уже походил внешне на архетипического мудреца с его туринского автопортрета. Несмотря на ослабшее зрение (к тому времени он несколько лет носил очки), его активность, творческие способности и интеллектуальная энергия не убавились. Благожелательность, понимание и щедрость Шарля дАмбуаза дали ему возможность посвящать своим исследованиям столько времени, сколько он хотел, и вести их в любом избранном им направлении. Плодом этой небывалой свободы, совпавшей с наступлением зрелости, стал период широкой систематизации, пересмотра и синтеза накопленных знаний, период, когда им были задуманы сводные трактаты по многим излюбленным темам: течение воды, геометрия преобразований, движение человеческого тела, рост растений и наука живописи.

Шесть лет, проведенных Леонардо при французском дворе в Милане, знаменуют собой фазу зрелости как науки Леонардо, так и его искусства. В те годы медленно создаются и отшлифовываются три великие картины: «Мадонна с младенцем и св. Анной», «Леда» и самая знаменитая - «Мона Лиза». В этих шедеврах Леонардо совершенствует черты, определившие его уникальность как художника: «змеистые» формы, придающие написанным им фигурам движение и грацию, легкие улыбки, отражающие «движения души», и объединяющий композиционный принцип - неуловимый взаимный переход оттенков друг в друга [сфумато). Во всех трех произведениях Леонардо использовал свои обширные познания в геологии, ботанике и анатомии для исследования тайны творческой силы жизни, действующей как в макрокосме, так и в женском теле. По мере того как из года в год продолжалась работа над этими картинами, каждая из них становилась глубочайшим размышлением об истоках жизни.

партнерская реклама