Лондонская Национальная галерея

Леонардо писал картину больше десяти лет и создал за это время большое количество рисунков с композиционными и тематическими вариациями. После первоначального картона, ныне утраченного, он написал другой, большего размера (ныне находится в лондонской Национальной галерее), на котором Мария и св. Анна сидят бок о бок, а ягненок заменен Иоанном Крестителем. Но в конце концов Леонардо возвращается к своей первоначальной идее. В окончательном виде (рис. 4-3) картина (ныне находится в Лувре) представляет собой сложный мастерский синтез предшествующих вариантов. Фигуры в своем ритмическом равновесии почти сливаются друг с другом, а подернутые дымкой горы на заднем плане предвосхищают пейзаж «Моны Лизы».

партнерская реклама