«Мадонна в скалах»

В «Мадонне с младенцем и св. Анной» (нынешнее название картины) Леонардо совершает новые открытия и в композиции, и в богословской трактовке традиционного религиозного сюжета. Он мог бы изобразить Марию и ее мать св. Анну сидящими друг подле друга с младенцем Иисусом между ними, или на руках у Марии; или же, ради пущего величия, иерархически посадить св. Анну повыше. Но Леонардо отказывается от этой статичной композиции и опрокидывает традицию, добавляя четвертого персонажа - ягненка. Соскользнув на землю, Иисус тянется к нему, Мария пытается удержать ребенка, а св. Анна в свою очередь как будто удерживает Марию.
Богословскую идею, заключенную в этой чрезвычайно оригинальной композиции, можно рассматривать как продолжение многолетних размышлений Леонардо о судьбе Христа, начатых во время работы над «Мадонной в скалах». Мария беспокойным движением пытается не пустить сына к ягненку (агнцу), символизирующему страсти Христовы, в то время как св. Анна, олицетворение матери-Церкви, знает, что жест Марии бесполезен: страдания суждены Христу и неизбежны.

партнерская реклама