Фресковая техника

Картина Леонардо, в строгом смысле слова, не является фреской; она написана не методом alfresco (красками на воде по сырой, свежей штукатурке). Фресковая техника обеспечивала долговечность живописи, но требовала быстрого исполнения, что было невозможно для Леонардо в силу его живописного метода. Отказавшись от традиционной техники, он стал экспериментировать с сочетанием яичной темперы и масла, и, поскольку стена была влажной, картина быстро начала портиться. Как ни прискорбно, все предпринимаемые впоследствии попытки остановить или обратить ее разрушение оказались безуспешными. За прошедшие столетия «Тайная вечеря» подвергалась бесчисленным реставрациям, причем во многих случаях использовались сомнительные методы и не велись записи с точным описанием процедур. Как писал в 1939 году Кеннет Кларк, «вряд ли можно спорить с тем, что на стене Грацие мы видим во многом не что иное, как работу реставраторов».

партнерская реклама