Амброджо де Предису

Леонардо работал над картиной около трех лет. В результате появился второй его шедевр, ныне находящаяся в Лувре «Мадонна в скалах». Готовое произведение мало напоминало то, что заказывали святые отцы. Собственно говоря, они остались настолько недовольны, что пожаловались герцогу и затеяли с Леонардо тяжбу, длившуюся больше двадцати лет. В конце концов Леонардо написал второй вариант картины, который ныне находится в лондонской Национальной галерее, но так и не смог хоть сколько-нибудь угодить заказчикам - Леонардо внес в композицию лишь незначительные изменения.

Искусствоведы предполагают, что значительную часть лондонского варианта этой картины Леонардо поручил написать Амброджо де Предису. Гипотеза как будто подтверждается недавними исследованиями скал и растений на заднем плане картины. Ученые отмечают, что геологические и ботанические детали в лондонском варианте значительно уступают в проработке аналогичным деталям в луврском варианте. Так что вряд ли они были написаны Леонардо.

У братства могли быть веские причины для недовольства «Мадонной в скалах», но среди живописцев и интеллектуалов Милана шедевр Леонардо произвел сенсацию. Приглушенные оттенки оливкового и серого цветов резко контрастировали с яркой палитрой кватроченто, и миланцы не могли не заметить тонких переходов светотени и мощного эффекта, производимого гротом в качестве фона. По словам Кеннета Кларка, «словно низкие ноты в аккомпанементе серьезной темы, скалы на заднем плане поддерживают композицию и придают ей резонанс собора».

партнерская реклама