Отказ в пользу динамической композиции

В окончательном варианте картины Леонардо отказался от идеи перспективы в пользу динамической композиции, образованной крайне эмоциональными жестами и движениями взволнованных людей, толпа которых окружает мадонну с младенцем. Группа схлестнувшихся всадников на заднем плане символизирует нравственную слепоту насилия, противоположную прекрасной идее мира на земле, воплощенной в Богоявлении; этот элемент композиции предвосхищает энергичное осуждение войны в «Битве при Ангиари» два десятилетия спустя. Более того, в картине вообще полно мотивов, которые будут повторяться в более поздних работах художника. Искусствовед Джейн Роберте называет «Поклонение волхвов» Леонардо «первым зрелым и независимым словом его гения». В то же время это решительный разрыв с традиционной трактовкой данной темы как спокойного торжественного собрания. По замечанию Даниэля Арасса, «изображая момент, когда явление Сына Божьего было признано публично, [Леонардо] показывает его как вселенское смятение и потрясение - и тем самым раскрывает тот смысл, который вкладывали в Богоявление св. Августин и монахи его ордена - заказчики картины».

партнерская реклама