«Крещение» Верроккьо

Работа над проектом была завершена в 1471 году. Хроники тех лет сообщают, что 27 мая перед собором собралась большая толпа, на глазах у которой громадный позолоченный шар, идеально гладкий и блестящий, установили на верхушку мраморного фонаря и под фанфары и пение католического гимна «Те Deum» укрепили на постаменте. Это зрелище Леонардо запомнил на всю жизнь. Сорок пять лет спустя, уже в возрасте шестидесяти с лишним лет, работая в Риме над проектом большого параболического зеркала, он сделал в своей записной книжке напоминание самому себе: «Подумай о тех средствах, при помощи которых был спаян шар на Санта-Мария дель Фьоре».

Когда ученичество Леонардо приближалось к концу, Верроккьо работал над картиной «Крещение». Поскольку юноша подавал большие надежды, мастер поручил ему написать отдельные элементы заднего плана картины и одного из двух ангелов. Эти фрагменты «Крещения» - первая дошедшая до нас работа Леонардо-живописца, но в них уже видны черты его своеобразного стиля. На заднем плане мы видим широкие романтические холмы, острые утесы; на переднем плане, у ног Христа, плещется подернутая рябью вода, текущая из водоема вдалеке. Если внимательно приглядеться к этому водному потоку на оригинале (который ныне находится в галерее Уффици), можно заметить несколько крохотных водопадов и водоворотов, которыми так увлекался Леонардо всю свою жизнь.
Не менее поразительна оригинальность ангела Леонардо. Красотой и изяществом он намного превосходит ангелов Верроккьо, и это не могло ускользнуть от внимания мастера. «...Это послужило причиной тому, - сообщает Вазари, - что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении». И действительно, похоже, что с этого времени Верроккьо сосредоточился на скульптуре, предоставив исполнение картин старшим помощникам.

партнерская реклама