Картина на щите

Когда сер Пьеро пришел посмотреть оконченную работу, Леонардо, «вернувшись в комнату, поставил щит на аналой и на свету, но приспособил окно так, чтобы оно давало приглушенное освещение. Сер Пьеро, который об этом и не думал, при первом взгляде от неожиданности содрогнулся, не веря, что это тот самый щит и, тем более, что увиденное им изображение - живопись. А когда он попятился, Леонардо, поддержав его, сказал: "Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства"».
Этот эпизод иллюстрирует некоторые из качеств, которые стали ключевыми аспектами гения Леонардо.

Картина на щите являет собой юношескую фантазию, но в основе этой картины - внимательное наблюдение за природными формами. В результате мы имеем произведение фантасмагорическое и в то же время поразительно реальное, и этот эффект значительно усиливается склонностью художника к театральности, которая проявляется, когда он демонстрирует готовую работу. Более того, жутковатый рассказ о том, как юноша работает долгими часами, не обращая внимания на зловоние гниющей мертвечины, предвосхищает вскрытия человеческих трупов, которые Леонардо ярко опишет лет через сорок.

партнерская реклама