Ослиная зала герцога Лодовико

Гобелены и прочие декоративные элементы, создаваемые для дворцовых зрелищ и представлений, обычно заключали в себе сложную эмблематику, игру слов, символику, которые служили для восхваления власть имущих. Леонардо создал множество аллегорических рисунков со сложными иносказательными «посланиями», многие из которых современные ученые не в силах расшифровать. Кроме того, он увлекся и более абстрактным видом эмблемы, где использовались сплетения изогнутых линий - узлы, завитки, спирали. Эти узоры, крайне популярные в конце XV века, назывались fantasie dei vinci («vinci» - тростник для плетения корзин]. Пользуясь случайным совпадением со своим именем, Леонардо включал эти переплетающиеся «тростниковые» мотивы в многочисленные наброски в качестве своеобразной авторской подписи.

В течение двух последних лет службы при дворе Сфорца Леонардо создает для герцога Лодовико свой величайший символ - огромную, сложную fantasie dei vinci, покрывающую стены и сводчатый потолок целой комнаты - так называемой Ослиной залы (Sala delle Asse). Это большая квадратная комната в северной башне замка Сфорца, в которой сочетание четырех люнетов создает изысканные своды. Крайне затейливая отделка Леонардо изображает рощу растущих на каменистой почве тутовых деревьев. Их стволы поднимаются к потолку, словно колонны, поддерживающие реальные своды, а ветви перекрещиваются на сводах готической реберной структурой изящно переплетенных кривых. Мелкие сучья и листва образуют роскошный растительный ковер, расстилающийся по стенам и потолку. Единство всей композиции придает одна-единственная золотая лента, вьющаяся среди ветвей в сложной вязи традиционных узловых узоров.

партнерская реклама