"Метаболизм" здания

Если вспомнить о сосредоточенности Леонардо на природных формах - как макро-, так и микрокосма, неудивительно, что он подчеркивал сходства между архитектурными сооружениями и природными «конструкциями», особенно - строением человеческого организма. В сущности, аналогии между архитектурой и анатомией восходят к античности и часто использовались архитекторами Возрождения, которые уподобляли хорошего архитектора хорошему врачу. «Врачам, попечителям и опекунам заболевших, - разъяснял Леонардо, - необходимо понимать, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и каким образом равновесие и согласие стихий его поддерживает, а их раздор разрушает и губит. То же самое нужно для больного собора, то есть врач-архитектор, который хорошо понимал бы, что такое здание, и из каких правил возникает правильное зодчество...»

Однако Леонардо выходит за пределы привычных аналогий, таких, как сравнение церковного купола с головой человека или сводчатых перекрытий - с грудной клеткой. Живо интересуясь метаболическими процессами в человеческом теле - постоянным ритмом дыхания и переносом питательных веществ и отходов кровью, Леонардо уделяет особое внимание и «метаболизму» здания; он старается установить, как лестницы и двери облегчают движение в нем. Листок из Виндзорского собрания, на котором схема кровеносных сосудов человека соседствует с набросками лестниц, ясно дает понять, что Леонардо сознательно использовал в своих архитектурных проектах метафору метаболических процессов.

партнерская реклама