Пространственное видение Да Винчи

Другими словами, проблемы, к которым обращается Леонардо, - это теоретические проблемы архитектурного проектирования. Здесь он ставит те же самые вопросы, которые постоянно исследует в своей науке об органических формах, - вопросы о закономерностях, о пространственной организации и о ритме. Заметки, сопровождающие чертежи Леонардо (написанные в его привычной манере - зеркальным письмом - и, следовательно, предназначенные только для себя), можно рассматривать как фрагменты трактата об архитектуре, который, по мнению Гейденрейха, Леонардо, возможно, планировал написать.
Вследствие системного подхода Леонардо к архитектуре для его проектов характерно необычайное равнодушие к классическим формам и высокая степень оригинальности. «Решения, которые рождаются в его воображении, - пишет Арасс, - неизменно и бесподобно нестандартны, то есть они не «классичны», будучи в каких-то отношениях готикой, а в других - уже маньеризмом».

Оригинальность Леонардо проявлялась в видимой легкости, с которой он интегрировал архитектуру и сложную геометрию. Это особенно очевидно в его многочисленных эскизах радиально симметричных церквей и храмов осевой планировки. Если подобная централизованная планировка церквей была излюбленной у Альберти, Брунеллески и других архитекторов Возрождения, то игривые вязи геометрического орнамента Леонардо, напоминающие современные фракталы, уникальны. «Математическая компоновка частей, - отмечает Мартин Кемп, - вызывает неодолимое ощущение органического единства внешнего вида здания - ощущение, уникальное именно для проектов Леонардо. Не менее выразительно и характерно его пространственное видение, позволяющее представлять проекты в трехмерном отображении, напоминающем скорее скульптуру, чем план с плоскими фасадами».

партнерская реклама