Второй Мадридский Кодекс

Завершая работу над моделью, Леонардо сосредоточенно размышлял о титанической проблеме, которую представляла собой отливка такого большого объема. Все свои мысли на эту тему он изложил на семнадцати листах записной книжки (ныне подшитой в конец Второго Мадридского Кодекса), которая открывается словами: «Здесь будет записываться все, что относится к ныне изготовляемому бронзовому коню».

Традиционный метод отливки предполагал разделение всей будущей скульптуры на несколько более мелких частей и отливку каждой по отдельности, но Леонардо пришел к выводу, что сделать все части одинаковыми по плотности не получится; в результате он не сможет рассчитать их вес и заранее определить общее равновесие памятника. Исследовав все аспекты этой проблемы со свойственным ему вниманием к мельчайшим деталям, он решил сделать то, чего еще никто никогда не делал, - отлить коня сразу целиком. Пространные записки Леонардо позволили искусствоведам реконструировать его метод во всех подробностях. Он предполагал вырыть огромную яму и опустить туда литейную форму вверх ногами; расплавленный металл должен был заливаться через брюхо коня, а воздух выходить вверх через его копыта.

партнерская реклама