Роскошные конюшни Людовика

Окончательно определившись с позой коня, Леонардо стал часто наведываться в роскошные конюшни Людовика и других богатых миланских вельмож, отыскивая модели для своего cavallo. Он нашел нескольких великолепных чистокровных скакунов, тщательно измерил для определения пропорций и сделал множество их зарисовок в разных положениях. В свойственной ему манере он увлекся интеллектуальными аспектами предприятия, развернул его в крупный научно-исследовательский проект и в конце концов написал целый трактат по анатомии лошади. Кроме того, Леонардо создал огромное количество рисунков лошадей, ныне объединенных в отдельном томе, который находится в Королевском собрании Виндзорского замка. По мнению искусствоведа Мартина Кемпа, «никто и никогда не передавал с такой убедительностью энергичную красоту породистой, ухоженной лошади».
Наконец, после четырех лет подготовительной работы, Леонардо сделал полноразмерную модель статуи из глины.

Чуть больше семи метров высотой, она превосходила самые знаменитые конные статуи того времени - Марка Аврелия на Капитолии в Риме, Гаттамела-ты в Падуе (автор - Донателло) и Коллеони в Венеции (автор - Верроккьо). Неудивительно, что, установленная перед дворцом Сфорца по случаю бракосочетания племянницы Лодовико Бьянки Марии с императором Максимилианом, эта исполинская модель вызвала бурное восхищение. «В мощном разбеге тяжелодышащего коня, - писал Паоло Джовио, - проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы». По сообщению Вазари, люди, видевшие огромную глиняную модель, которую сделал Леонардо, утверждали, что они никогда не встречали произведения более прекрасного и величественного. Придворные поэты сочиняли латинские эпиграммы, восхваляющие gran cavallo, и Леонардо прославился как скульптор по всей Италии.

партнерская реклама