CAVALLO

Одно из пространных рассуждений о превосходстве живописи над скульптурой в «Рагадопе» открывается следующим самоуверенным признанием: «Так как я не меньше занимался скульптурой, чем живописью, и работал как в той, так и в другой в одинаковой степени, мне кажется, что я, не вызывая особых упреков, мог бы высказать мнение, какой из них свойственно больше силы ума, трудности и совершенства».
Равным образом и Вазари в заглавии биографии Леонардо именует его «флорентийским живописцем и скульптором». Тем не менее мы не располагаем ни одной скульптурной работой Леонардо. Его репутация скульптора основывается на одном-единственном произведении - монументальном бронзовом коне (в итоге так и не отлитом), которым Леонардо активно занимался свыше десяти лет.
Когда Леонардо состоял в должности «живописца и инженера» при дворе Лодовико Сфорца в Милане, в возрасте без малого сорока лет, он получил заказ на конную статую, которая прославляла бы отца герцога. Неслыханное богатство Милана того времени способствовало грандиозным замыслам, и Лодовико хотел, чтобы конный монумент был grandissimo, раза в три-четыре больше натуральной величины. Еще никто не пытался создать бронзовую скульптуру подобного размера.

Беспримерная сложность проекта очаровала Леонардо, и он охотно согласился за него взяться, хотя вообще не любил скульптуру. Этот проект апеллировал к его научным интересам - анатомии, пропорции, телу животных в движении, а также к его инженерным умениям и художническому таланту. Прекрасно рассказанный Сержем Брэмли в биографии «Леонардо: открытие жизни», этот эпизод тесно связан со взлетами и падениями династии Сфорца.

партнерская реклама