Сила наблюдательности Да Винчи

Из сочинений Леонардо по использованию светотени явствует, что его знания получены в серии систематических экспериментов с лампами, свет которых направлялся на различные геометрические тела. Он рисовал множество сложных схем, показывающих формирование, отбрасывание и интенсивность теней в бесконечных сочетаниях.

Наука Леонардо о живописи основывалась на скрупулезных исследованиях зрения, природы света, тени и внешности вещей.
Самые ранние из сохранившихся записей Леонардо о светотени датируются примерно 1490 годом, однако «Мадонна в скалах» (1483-1486) свидетельствует о том, что он в совершенстве овладел этими навыками на несколько лет раньше. Сила его наблюдательности в сочетании с интуитивным пониманием света позволила ему изображать с небывалым совершенством не только тончайшие градации светотени, но и сложные дополнительные эффекты света - отраженные отсветы, области рассеянного света, слабое сияние и т. п. Как считает Кемп, «никому до XIX века не удавалось достичь аналогичного уровня интенсивности в изображении неуловимых нюансов визуальных феноменов».

партнерская реклама