Научное использование светотени

Одним из признаков живописца-мастера во флорентийской традиции было умение изображать фигуры трехмерными. «Первое намерение живописца - сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным и отделяющимся от этой плоскости, и тот, кто в этом искусстве наиболее превосходит других, заслуживает наибольшей похвалы...» Как отмечает Кеннет Кларк, Леонардо мало было достичь этого эффекта «тонким сочетанием рисования и моделирования поверхности - методом, доведенным до совершенства живописцами кватроченто. Он стремился добиться рельефности путем научного использования светотени».

Для Леонардо подобное достижение есть «душа живописи».
Техника светотени, которую Леонардо использовал для придания своим фигурам, по выражению Вазари, «большой силы и рельефности», достигла наивысшего выражения в знаменитом сфумато - неуловимом взаимном переходе оттенков друг в друга, который в конце концов стал объединяющим принципом его картин. Напомним, что, по словам Арасса, «Леонардово сфумато - вот сила, таящаяся за поэзией его картин, и тайной, которую они, как кажется, излучают».

партнерская реклама