Создание тонких градаций света и тени

Леонардо, желая убедить общество в том, что живопись следует считать интеллектуальным занятием, подлинным свободным искусством, взялся ускорить этот процесс освобождения. Альберти уже противопоставлял живопись ручному труду в своей книге 1435 года «О живописи» (De Pictura), где подчеркивалась важность математики (одного из «свободных искусств») как основы перспективы и геометрии теней, а косвенно - как интеллектуальной сущности живописи в целом. Леонардо выступил как последователь Альберти, но пошел дальше него, провозглашая живопись интеллектуальной дисциплиной, основанной не только на математике, но и на теоретическом знании «всех качеств форм».

Как живописец, Леонардо особенно преуспел в создании тонких градаций света и тени (то, что искусствоведы называют светотенью). Он совершил революцию в живописи, кардинально переосмыслив традиционные техники. «В своем использовании светотени, - пишет Кеннет Кларк, - Леонардо заложил основы всей последующей европейской живописи». Сущность новаторства Леонардо заключается в том, что он использовал тени как связующий элемент, как тему, выявляющую различные свойства тонов и оттенков. Мартин Кемп в своем вдумчивом анализе «Мадонны в скалах» пишет: «Из мягкого субстрата густой тени появляются цвета, различимые только благодаря присутствию света.

Внутри этого единства тени производится бесконечный ряд тончайших поправок, чтобы согласовать интенсивность, свойственную разным тонам от самого светлого оттенка желтого до самого темного оттенка синего».

партнерская реклама