Техника фрески

Энергичная полемика Леонардо имела и более глубокую цель - выдвинуть убедительные доводы в пользу того, чтобы считать живопись умственной деятельностью и наукой, намного превосходящей уровень простого ремесла. В начале эпохи Возрождения живопись классифицировалась как «механическое искусство» наряду с такими ремеслами, как обработка металлов, ювелирное дело, тканье гобеленов и вышивание. Все эти «механические искусства» были одинаково непрестижны, а их мастера оставались относительно безвестными. В заказах обычно оговаривалось качество сырья (золотая фольга, ляпис-лазурь и т. д.), более важное для заказчика, чем имя мастера.

Когда в XIV веке Флоренция сделалась крупнейшим центром искусств, флорентийские художники стали делиться друг с другом своими знаниями и опытом и сообща разработали множество технических новшеств: усовершенствовали технику фрески (искусство живописи al fresco, то есть по свежей, сырой штукатурке), ввели живопись на доске, а столетие спустя открыли перспективу и масляные краски. Кроме того, флорентийские живописцы и скульпторы установили тщательно продуманную систему ученичества со строгим контролем за качеством обучения под наблюдением профессиональных гильдий, каждая из которых стремилась усилить собственный престиж и постепенно возвышала свою профессию над безличным миром ремесленников.

партнерская реклама