Техника динамического наброска

Иногда, например в эскизе к знаменитой «Мадонне с младенцем и св. Анной», Леонардо доводит свою технику динамического наброска до крайности, получая, по словам Арасса, «невозможную смазанность»: «Ничего уже нельзя различить в этом хаосе, но глаз Леонардо заметил в движении его руки скрытую, не проявленную, потенциальную форму, стремящуюся превратиться в фигуру. Леонардо обводил ее гравировальной иглой и, перевернув страницу, выявлял отчетливой линией».
На мой взгляд, это интереснейшая наглядная иллюстрация процессов, которые в теории сложности называются «эмерджентными», то есть процессов самопроизвольного возникновения из хаоса и смешения упорядоченных форм. Согласно теории сложности, творческое начало, иными словами способность к образованию новых форм, есть фундаментальное свойство всего живого, и сюда же относится тот процесс, который мы видим в эскизах Леонардо. Я убежден, что самые гениальные наши прозрения рождаются из таких состояний неуверенности и растерянности.

партнерская реклама