Техника гибкости предварительных набросков

Ту же новаторскую технику, отработанную им на анатомических иллюстрациях, Леонардо использует в огромном количестве своих рисунков машин и механизмов. Множество технических элементов в различных сочетаниях изображаются им в разрезе или в разобранном виде и с разных сторон, с мастерски выполненной перспективой и тонкой передачей светотени.

Подобные механизмы рисовали и другие инженеры Ренессанса. Но, как отмечает искусствовед Даниэль Арасс, их рисунки просто поясняют, тогда как рисунки Леонардо убеждают, заставляют зрителя почувствовать жизнеспособность и рациональность конструкции. «Его рабочим чертежам не только свойственно редкостное изящество - они визуально помещены в контекст и обладают конкретным обликом существующих в реальности объектов; угол (или углы) зрения, тонкость теней и исполнение самого фона, на котором они изображаются, придает им необычайной силы убедительность», - пишет Арасс.
Как художник, Леонардо ввел новшество в практику наброска, любопытно контрастирующее с точностью его научных и технических чертежей.

Во многих эскизах к своим картинам он неоднократно очерчивал контуры фигуры, проводя несколько альтернативных линий и, следовательно, вариантов ее положения - пока не находил идеальную форму. Эти предварительные наброски отличаются необыкновенной динамичностью. Мы почти осязаемо чувствуем движение «божественной левой руки» Леонардо, испытывающего разные возможности и тем самым претворяющего свое discorso mentale в размытый контур. Как пишет Мартин Кемп, во времена Леонардо эта техника была беспрецедентной: «Никогда еще ни один художник не разрабатывал композицию своих произведений в таком хаосе альтернативных линий. Каноническая техника рисунка XIV-XV веков, которую в какой-то мере расширил Верроккьо, здесь «взорвана» гениальной импровизацией динамической зарисовки.

Подобная гибкость предварительных набросков стала нормой для последующих столетий; а в обиход ее ввел практически единолично Леонардо».

партнерская реклама