Тетради по анатомии

Тем немногочисленным современникам Леонардо, которым посчастливилось увидеть его анатомические рукописи, они должны были показаться едва ли не чудом. Когда кардинал Арагонский посетил старого мастера во Франции в 1517 году, его секретарь Антонио де Беатис отметил в своем дневнике, что Леонардо «написал замечательное сочинение об отношении анатомии к живописи; там описаны кости, члены, мышцы, жилы, вены, сочленения и внутренности - словом, все то, что необходимо для изучения как мужского, так и женского тела, как до него никто не сделал».

Свои анатомические рисунки Леонардо называл «демонстрациями», заимствуя термин, обычно используемый математиками по отношению к диаграммам. Он с гордостью утверждал, что эти рисунки дают об анатомии человека «истинное понятие, каковое истинное понятие ни древние, ни новейшие писатели никогда не могли бы дать без громадного и докучливого и смутного долгого писания и времени». В самом деле, при просмотре «Тетрадей по анатомии» Леонардо становится очевидно, что самое важное для него - рисунки. Сопровождающий их текст вторичен, а иногда вообще отсутствует. В каком-то смысле эти рукописи напоминают современные научные работы, в которых главными аргументами являются математические уравнения с несколькими поясняющими строчками между ними.

партнерская реклама