БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕВАЯ РУКА

Фактически, именно исключительный дар Леонардо-рисовальщика служил связующей нитью между тремя областями - искусства, конструирования и науки. Он и сам признавал это: «Но божество науки живописи... своей основой, т. е. рисунком, учит архитектора поступать так, чтобы его здание было приятно для глаза, оно учит и изобретателей различных ваз, и ювелиров, ткачей, вышивальщиков; оно изобрело буквы, посредством которых выражаются различные языки, оно дало цифры арифметикам, оно научило изображению геометрию, оно учит перспективистов и астрологов, а также машиностроителей и инженеров».

Со своей острой наблюдательностью и «божественной левой рукой» (по выражению его друга, математика Луки Пачоли) Леонардо мог в мельчайших деталях, с непревзойденной точностью зарисовывать цветы, птиц в полете, водовороты, мускулы и кости, выражения лица. В главе о набросках Леонардо к ранним Мадоннам Кеннет Кларк пишет: «Они демонстрируют небывалую быстроту его зрения, позволявшую ему передавать каждое движение и жест с уверенностью и бессознательной грацией первоклассного танцора, делающего знакомые па».

Анатомические рисунки Леонардо были настолько новаторскими в своем замысле, что оставались непревзойденными почти три столетия, до конца XVIII века. Более того, они провозглашены началом современной анатомической иллюстрации. Чтобы выразить знание, полученное благодаря практике многочисленных вскрытий, Леонардо вводит целый ряд инноваций: использует несколько перспектив, создает изображение в поперечном сечении и, чтобы обнажить внутреннее строение органа или некую анатомическую особенность в «разобранном» виде, показывает последовательное, слоями, удаление мышц. Никто из предшественников или современников Леонардо не достигал такого уровня анатомической детализации и точности.

партнерская реклама