Понятие конструирования как отдельной профессии

Леонардо понимал, что fantasia присуща не только художникам, - скорее это общее свойство человеческого разума. Он называл все сотворенное человеком, включая произведения искусства, «изобретениями» и проводил любопытное различие между человеческими изобретениями и органическими формами - творениями природы: природа «ограничивается только созданием простейших. Но человек из этих простейших творит бесконечное число сложных...»
С точки зрения современной науки это различение уже утратило свой смысл: мы знаем, что и природа творит органические формы через бесконечное многообразие новых «сложных» образований из клеток и молекул. Однако в более общем смысле формула Леонардо все еще актуальна как различение форм, возникших в ходе эволюции, и форм, созданных человеком. В современном научном языке Леонардово понятие «простейшие» заменили бы на «эмерджентные структуры», а «сложные» - на «искусственные структуры».

Всю свою жизнь Леонардо считал себя изобретателем. В его представлении изобретатель - это тот, кто создает материальные ценности и произведения искусства, монтируя из различных элементов новые, невиданные в природе конфигурации. Такое определение вплотную приближается к нашему понятию «конструктор», которого не существовало в эпоху Возрождения (термин Леонардо disegnatore, который иногда неправильно переводят как «конструктор», всегда означает «рисовальщик»; понятию «конструктор» больше соответствует его compositore). Понятие конструирования как отдельной профессии появилось только в XX веке в результате развития массового производства и промышленного капитализма. До промышленной революции конструирование оставалось неотъемлемой частью более общего процесса, включавшего решение задач, внедрение новшеств, оформление, декорирование и производство. Традиционно этот процесс имел место в таких областях, как инженерное дело, архитектура, ремесла и изящные искусства.

партнерская реклама