Третий элемент синтеза Да Винчи

Третьим элементом синтеза Леонардо, вдобавок к arte (мастерство) и scientia (знание), является fantasia, творческое воображение художника. В эпоху Возрождения настолько усилилась вера в способности человеческой личности, что возникло новое представление о художнике - как о творце. Более того, итальянские гуманисты даже осмелились приравнять творения художника к творениям Божьим. Сначала эта аналогия относилась к творчеству поэтов, а затем уже - особенно усилиями Леонардо - распространилась и на творческие способности живописца: «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и бог. И действительно, все, что существует во вселенной как сущность, как явление, или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках...»

Для Леонардо воображение художника всегда тесно связано с его рациональным пониманием природы. «Изобретения его fantasia, - отмечает Мартин Кемп, - будучи рационально постигаемыми, всегда гармонируют с универсальной динамикой; вымышленные, они вместе с тем правдоподобны; каждый составляющий их элемент вытекает из причинно-следственных связей природного мира». В то же время Леонардо отстаивал божественность творческого начала живописца. «Божественность, которой обладает наука живописи, - заявляет он, - делает так, что дух живописца превращается в подобие божественного духа...»

партнерская реклама