СИНТЕЗ ЛЕОНАРДО

Синтез искусства и науки, характерный для Леонардо, становится легче для понимания, если мы вспомним, что в то время эти термины не употреблялись в том смысле, в каком мы употребляем их сегодня. Для современников Леонардо arte значило «мастерство» (в том же смысле, в каком мы сегодня говорим: «искусство врачевания» или «искусство менеджмента»), тогда как scientia означало «знание», «теория». Леонардо настойчиво повторял, что «искусство» (то есть мастерство) живописи должно подкрепляться у живописца «наукой», то есть уверенным знанием органических форм, рациональным пониманием их внутренней природы и основных принципов.
Кроме того, он подчеркивал, что это понимание есть непрерывный интеллектуальный процесс discorso men-tale и, следовательно, сама живопись заслуживает того, чтобы считать ее интеллектуальным занятием. «...Научные и истинные основания живописи, - пишет он в «Трактате», - уразумеваются только сознанием без работы рук. И это - та наука живописи, которая остается в сознании размышляющих о ней».

Эта концепция живописи отделяет Леонардо от других теоретиков эпохи Возрождения. Он видел свою миссию в том, чтобы возвысить собственное искусство с уровня простого ремесла до интеллектуальной дисциплины, равной семи традиционным свободным искусствам. (В Средние века «свободными искусствами» назывались семь отраслей знания, которые делились на два цикла: «тривиум» грамматики, логики и риторики, изучение которых давало степень бакалавра искусств, и «квадривиум» арифметики, геометрии, астрономии и музыки - степень магистра искусств.)

партнерская реклама