Логика Леонардо

Среди флорентийских гуманистов мы видим несколько человек, которые вдохновляли остальных, будучи, казалось, совершенным воплощением homo universale. Один из первых и самых знаменитых из них - Леон Баттиста Альберти, родившийся за полвека до Леонардо и ставший его непосредственным предтечей. Как и Леонардо, Альберти, по свидетельствам современников, был одарен необыкновенной красотой и огромной физической силой; кроме того, он умелый наездник, даровитый музыкант, знаменитый архитектор и искусный живописец. Альберти писал прекрасную прозу на латыни, изучал гражданское и церковное право, физику, математику и создал несколько новаторских трактатов по изобразительному искусству. В юности Леонардо был очарован личностью Альберти - жадно читал и комментировал его сочинения, подражал ему в жизни и работе.
В зрелые годы Леонардо, конечно, превзошел Альберти и по широте, и по глубине своей деятельности. Он отличался от прочих «универсальных» личностей итальянского Ренессанса не только тем, что шел в своих исследованиях гораздо дальше всех остальных, задаваясь вопросами, которые никто прежде него не ставил, - но и тем, что преодолел свойственные его эпохе границы разных дисциплин.

Леонардо достиг этого, находя закономерности, связывающие между собой явления и процессы в различных областях, и сводя собственные открытия в единое видение мира. В самом деле, похоже, что именно так сам Леонардо понимал «универсальность». Его знаменитый афоризм «Facile cosa е farsi uni-versale» - «Легко сделаться универсальным» - часто истолковывали в том смысле, что достичь бесконечной разносторонности легко. Когда же мы читаем это утверждение в том контексте, где оно было высказано, выявляется абсолютно другой смысл. Рассуждая о телесных пропорциях, Леонардо писал в «Трактате о живописи»: «Знающему человеку легко сделаться универсальным, так как все наземные животные обладают подобием в членах тела, т. е. в мускулах, нервах и костях, и различаются только длиной и толщиной...»

партнерская реклама