УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Интеллектуальный климат Ренессанса, без со-I /\ мнения, формировался под влиянием гуманизма - философско-литературного движения, поставившего во главу угла способности человеческой личности. Это было принципиальным отходом от средневековой догмы с ее религиозным пониманием человеческой природы. Возрождение предложило более «мирской» взгляд на человека, при котором особое внимание уделялось его личному интеллекту. Новый дух гуманизма выразился в акценте на изучении античности, открывающем перед учеными и художниками невиданное разнообразие философских идей Древней Греции и Рима, стимулировавших индивидуальную критическую мысль и готовивших почву для созревания рационального, научного типа мышления.
Флоренция, колыбель Ренессанса, с энтузиазмом восприняла гуманистический пафос исследований и образования, и это дало начало новому идеалу homo universale - бесконечно разностороннего «универсального» человека, сведущего во всех областях знания и способного совершать открытия и инновации во многих из них.

Этот идеал стал так прочно ассоциироваться с Ренессансом, что позднейшие историки обыкновенно говорили о нем как об идеале «ренессансного человека». Во флорентийском обществе XV века «универсальными» личностями стремились стать не только художники и философы, но и купцы и государственные деятели. Они овладевали латынью, древнегреческим языком, читали труды Аристотеля и знакомились с классическими трактатами по естественной истории, географии, архитектуре и инженерному делу.

партнерская реклама