ПРИЗНАКИ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Поскольку Леонардо часто рассматривают как «архети-пического гения», интересно поразмыслить над тем, что именно мы при этом подразумеваем. Какие основания у нас есть для того, чтобы называть Леонардо гением, и насколько он гениален в сравнении с другими художниками и учеными - признанными гениями?
Во времена Леонардо понятие «гений» не имело того значения, которое мы вкладываем в него сегодня, называя гением человека, наделенного исключительными интеллектуальными и творческими способностями. Латинское слово genius происходит из древнеримской религии, где оно означало «дух рода». Гением назывался дух-покровитель, которого поначалу связывали с отдельными людьми, а затем также с народами и местами. Выдающиеся достижения художника или ученого приписывались его гению - духу-спутнику. Это значение слова «гений» преобладало на протяжении всего средневековья и Ренессанса. В XVIII веке оно поменялось на привычное нам значение - стало указывать на саму личность, как во фразе: «Ньютон был гением».

Независимо от используемого термина, во все века признавался тот факт, что отдельные индивиды обладают исключительными и необъяснимыми творческими способностями, недоступными простым смертным. Часто это объясняли божественным вдохновением, особенно в отношении поэтов. Так, в XII веке немецкий мистик аббатиса Хильдегарда Бингенская прославилась на всю Европу как естествоиспытатель, композитор, художник, поэт и драматург. Сама она, однако, не ставила себе в заслугу поразительную широту и глубину своих талантов, называя себя просто «перышком под Божьим дыханием».

партнерская реклама