Автопортрет Леонардо

В автопортрете Леонардо Да Винчи это время невзгод отражено разочарованно (или презрительно...возможно) сжатым ртом. И все же глаза, эти «окна души», под величественным лбом с кустистыми бровями сохранили свою спокойную силу и ясную глубину. Выражение лица, получившееся в результате, говорит, на мой взгляд, о мощном, критическом разуме, смягченном мудростью и сочувствием.

В последующие века туринский автопортрет стал не только каноническим образом Леонардо, но и архее типической моделью для образа старого мудреца. «Это изборожденное морщинами лицо, - писал искусствовед Кеннет Кларк, - словно могучая гора с величавым гребнем чела, пещерами запавших глаз, волнистыми склонами бороды, напоминает лица всех великих мужей XIX века, какими мы знаем их по фотографиям, - Дарвина, Толстого, Уолта Уитмена».
В автопортрете Леонардо не видна одна черта, о которой упоминают все современники, - «это столь свойственное ему выражение нежности и кротости», по словам герцогини Изабеллы дЭсте, иными словами, его доброта и мягкость характера. «Он был настолько приятным в общении, - пишет Вазари, - что привлекал к себе души людей. В своем великодушии он готов был приютить и накормить любого друга, будь тот беден или богат...». Кроме того, он был хорошим оратором и очаровательным собеседником. По утверждению Вазари, Леонардо обладал таким даром убеждения, что «словами своими мог склонить к «да» или «нет» самое закоренелое предубеждение».

партнерская реклама