Книга Вазари

В первых же абзацах книги о Леонардо Да Винчи, ее автор Вазари темпераментно провозглашает исключительность качеств и наружности мастера:
«Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился подобный человек, каждое его действие носит печать божественности, и, оставляя позади себя всех прочих людей, он обнаруживает то, что в нем действительно есть, то есть дар Божий, а не достижения искусства человеческого. Именно это и видели люди в Леонардо да Винчи, в котором сверх телесной красоты, не получившей сколько-нибудь достаточной похвалы, была еще более чем безграничная прелесть в любом поступке; а дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он легко и совершенно находил решения; силы в нем было много, и соединялась она с легкостью; его помыслы и поведение были всегда царственны и великодушны, а слава его имени разлилась так далеко, что не только у своего времени было оно в чести, но еще более возросло в потомстве, после его смерти».

Этот восторженный портрет может показаться гиперболой, но он созвучен многим рассказам и отзывам современников Леонардо, которые часто сравнивали его с признанными гениями и мудрецами античности - Архимедом, Пифагором и особенно Платоном. В самом деле, когда Рафаэль, другой великий художник итальянского Ренессанса, писал в Ватикане свою фреску «Афинская школа», он придал образу Платона черты Леонардо, изобразив его одетым в красную тогу (цвет, который любил Леонардо) и с поднятым указательным пальцем (характерный жест, знакомый нам по картинам Леонардо).

партнерская реклама