Открытия в оптике

Леонардо да Винчи рассматривал свои открытия в оптике и физиологии зрения как основу собственной науки о живописи, которая начиналась с науки о перспективе - этой выдающейся инновации искусства Возрождения. «Живопись основана на перспективе, - поясняет он, - перспектива же есть не что иное, как совершенное знание работы глаза». От перспективы Леонардо переходит к исследованию геометрии световых лучей (то, что мы сегодня называем геометрической оптикой), эффектов падающего на сферы и цилиндры света, природы тени и контрастов и наложения цветов.

Эти систематические штудии, иллюстрированные длинным рядом виртуозных рисунков, служили научной основой необыкновенной художнической способности Леонардо к пониманию и передаче тончайших зрительных нюансов. Самым знаменитым его изобретением была особая техника светотени сфумато, суть которой заключалась в размывании тонов, нежном смягчении контуров фигур. По словам искусствоведа Даниэля Арасса, «высшее выражение науки о живописи и ее божественной природы, леонардово сфумато - вот сила, таящаяся за поэзией его картин, и тайной, которую они, как кажется, излучают». В конце концов сложные исследования эффектов светотени привели Леонардо к тщательному изучению самой природы света. В его распоряжении были лишь самые простые инструменты, но благодаря феноменальным способностям наблюдения и сопоставления и глубокому интуитивному пониманию света, приобретенному им как живописцем, ему удалось сформулировать идеи, диаметрально противоположные представлениям современников и почти совпадающие со знаменитой волновой теорией света Христиана Гюйгенса, которую тот предложил два века спустя.

партнерская реклама