Живопись с наукой...

Леонардо Да Винчи был одарен исключительной наблюдательностью и зрительной памятью. Он умел зарисовать сложное вихревое движение бурных вод и стремительные движения летящей птицы с точностью, достичь которой не удавалось больше никому вплоть до изобретения последовательной фотографии. Леонардо ясно осознавал, каким необыкновенным талантом он обладает. Собственно говоря, именно глаз он считал главным инструментом как художника, так и ученого: «Глаз, называемый окном души, - это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы...»

Подход Леонардо к научному знанию был визуальным - это подход живописца. «Живопись, - провозглашает он, - обнимает собою все формы природы». Фактически, данное утверждение является ключом к пониманию науки Леонардо. Он неустанно повторяет, особенно в ранних рукописях, что живопись немыслима без изучения природных форм, и подчеркивает глубокую связь между художественным представлением этих форм и рациональным пониманием их внутренней сущности и скрытых закономерностей.

Так, в сборнике записей о живописи, известном под названием «Трактат о живописи» (Trattato della pittura), Леонардо пишет:
«Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела [Живопись] с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм И, поистине, живопись - наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой...»

Для Леонардо живопись - одновременно и искусство, и наука, наука природных форм, качеств, совсем не похожая на механистическую науку, которая появится двумя столетиями позже. Формы Леонардо - это формы жизни, непрестанно образующиеся и видоизменяющиеся под действием скрытых внутренних процессов. Всю свою жизнь он изучал, зарисовывал и живописал скалы и сформированные водой горные породы, рост растений, сотворенных их собственным обменом веществ, анатомию тела животных и человека в движении.

партнерская реклама