Александр Викторович Збруев

Александр Викторович Збруев

Карьера: Актер

Дата рождения: 31 марта 1938, знак зодиака овен

Место рождения: Москва, Россия

В 1989 году А.В. Збруеву присвоено звание народного артиста России. В 2003 году стал лауреатом Государственной премии РФ. Дважды удостоен премии «Кинотавр» в номинации «Приз за лучшую мужскую роль».

Александр Викторович Збруев

Родился 31 марта 1938 года в Москве. Отец – Збруев Виктор Алексеевич. Мать – Федорова Татьяна Александровна.

Свою родословную А. Збруев ведет со времен Петра I. Его бабуля по линии матери была баронессой, мать – столбовой дворянкой. Отца своего он живым не застал. Тот работал заместителем наркома связи СССР и был расстрелян в 1937 году. Мать происходила из адвокатской семьи, но работала на кинофабрике имени Чайковского. Как подруга жизни врага народа она должна была отсидеть пять лет в лагерях, но учитывая то, что она ждала ребенка, лагеря были заменены ссылкой в городок Рыбинск. После ссылки мама и пятилетний Александр вернулись в свою квартиру на Арбате, которая к тому времени стала коммунальной.

На формирующийся нрав мальчика во многом повлияла улочка. Парень всю дорогу мог постоять за себя, и это свойство осталось в нем на всю бытие. Впоследствии он скажет: «Я благодарен улице за то, что она научила меня верить только на себя». В школе Александр учился погано, и основным его увлечением был спорт. Он занимался боксом и гимнастикой, в которой добился определенных успехов и более того получил основополагающий разряд.

Однако потом его интересы переместились в сторону театра. По его словам, они всем двором ходили на спектакли Вахтанговского театра, и следом окончания школы ему и в голову не приходило, что разрешается сходить обучаться куда-то помимо Щукинского училища. Тем больше, что в его жизни произошла «судьбоносная» саммит с женой Евг. Вахтангова, которая была подругой его матери. Она в домашних условиях “приняла у него экзамен” и благословила на артистическую стезю. С первого же захода Александр сдал экзамены в училище и стал обучаться на курсе Владимира Этуша.

По словам близких людей, он ещё в студенческих спектаклях стремился покинуть от своих внешних данных и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых и старых персонажей. Но первой его работой в кино стала образ молодого парня Димки в фильме «Мой меньший брат». Кинокартина вышла в 1962 году и принесла Александру и его партнерам Андрею Миронову и Олегу Далю серьезное признание зрителей.

Попав в 1961 году после этого окончания театрального училища в труппу Театра имени Ленинского комсомола, А. Збруев на первых порах не имел интересных, серьезных ролей. Это продолжалось до тех пор, в то время как в театр в 1963 году не пришел немалый режиссер Анатолий Эфрос. Именно в тот самый отрезок времени начался взлет театральной карьеры Александра Викторовича. Уже в первые годы совместной работы с А.В. Эфросом артист сыграл немного замечательных ролей – своих молодых современников – в спектаклях «До свидания, мальчики», «День свадьбы» и др. Особый фарт выпал на долю его героя Марата Евстигнеева, жителя блокадного Ленинграда, в спектакле по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат».

В 1963–1965 годах А. Збруев снялся в нескольких запомнившихся зрителям кинофильмах: «Путешествие в апрель» (1962), «Пядь земли» (1964), «Чистые пруды» (1965) и др.

Театральные и киногерои А. Збруева отличались простотой, ироничностью и непосредственностью, они были лишены какого бы то ни было пафоса, показухи и модного в те годы комсомольско-молодежного энтузиазма. Необычным и непривычным зрительскому глазу, воспитанному на стереотипах соцреализма, стал его Алешин – работник ОБХСС – из фильма «Два билета на дневной сеанс» (1966). Тем не менее фарт у этого фильма и героя Збруева был здоровущий.

В 1970-е годы популярность Александра Збруева выросла ещё больше. Особую образ в его жизни сыграл кино «Большая перемена» (1972–1973) режиссера Алексея Коренева, в котором Александр сыграл ставшего в дальнейшем знаменитым Ганжу. Три десятилетия тот самый кино не сходит с экранов телевизоров и своей популярностью в определяющей степени обязан персонажу Александра Збруева. По словам самого актера, слава Ганжи другой раз шибко помогала ему в бытовых вопросах, выручала в условиях повального товарного дефицита того времени.

Из других киноработ А. Збруева следует подметить фильмы: «Где 042» (1969), «Опекун» (1970), «Антрацит» (1971), «Марат, Лика, Леонидик» (1971), «Круг» (1972), «Романс о влюбленных» (1974), «Победитель» (1975), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «Мелодии белой ночи» (1976), «Меня это не касается» (1976).

В 1973 году в Театр имени Ленинского комсомола пришел новоиспеченный художественный глава – Марк Захаров, и закатившаяся было потом ухода А. Эфроса звездочка этого театра засияла снова. Театр стал культовым, кумирами стали и его ведущие актеры, в том числе Александр Збруев. Актеру порой приходилось удерживать настоящие осады поклонниц, что причиняло немалые неудобства.

Александр Збруев блистательно играл и в первых спектаклях М. Захарова, и в больше поздних. Несмотря на то что он в эти годы не сыграл в театре адекватной своему таланту роли, его работы в спектаклях «Автоград XXI» (Хотынский), «Иванов» (Боркин), «Диктатура совести» (Андре Марта) и других на долгое время запомнились каждому, кто их видел. Пронзительно, достоверно и эмоционально сыграл артист деревенского учителя Хорию Мироновича в пьесе Иона Друцэ «Хория». Несомненной удачей актера позволительно полагать образ Клавдия в спектакле «Гамлет», тот, что на сцене Театра имени Ленинского комсомола поставил Глеб Панфилов. Клавдий Александра Збруева оказался не трафаретным злодеем, в нем был узнаваем нарождающийся в стране класс жестких, умных прагматиков, не останавливающихся для достижения своих целей ни перед какими жертвами.

В те же годы Александр Збруев активно снимался в кино. В 1980-е годы он сыграл большие роли больше чем в 20 фильмах. Среди них: «Выстрел в спину» (1980), «Такие же, как мы!» (1980), «Кольцо из Амстердама» (1981), «Тайна записной книжки» (1981), «Наследница по прямой» (1982), «Семь часов до гибели» (1983), «У опасной черты» (1983), «Шел четвертый год войны» (1983), «Тайна виллы “Грета”» (1984), «Батальоны просят огня» (1985), «Зина-Зинуля» (1986), «Попутчик» (1986), «Свободное падение» (1987), «Филер» (1987), «Автопортрет неизвестного» (1988), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989).

Признание зрителей получили его работы в фильмах М. Захарова «Дом, тот, что построил Сфивт» (1983) и «Уударять дракона» (1988). Свойственная Збруеву особая бережность по отношению к своему герою – маленькому человеку – проявилась в его ролях в фильмах «Успех» (1984), «Одинокая дама мечтает познакомиться» (1986), «Храни меня, мой талисман» (1986) и др. В этих работах артист, как в ранние студенческие годы, пытался отстраниться от определенных стереотипов в проявлении своей актерской индивидуальности и стремился к простоте, проникновенности и глубине постижения образа.

При всей своей огромной популярности, Александр Збруев ни в жизнь не пользовался особой любовью верх предержащих как в государственных органах, так и у руководства творческих союзов. Объяснялось это, по-видимому, сложным, непокорным характером этого человека. Случалось, что Збруева не выпускали на съемки за рубеж и более того не присуждали заслуженные премии за роли в кино. Так случилось с одной из самых заметных и пронзительных его работ – ролью в фильме «Ты у меня одна». За эту образ актеру прочили, но не присудили главную кинематографическую премию страны – «Нику». Учредители и жюри премии не приняли во внимательность ни признание этой роли коллегами-кинематографистами, ни огромную влюбленность зрителей, которую артист заслужил за эту интереснейшую и глубокую образ.

В 1990-х годах артист ещё продуктивно работал в кино, снявшись больше чем в 10 фильмах, в том числе «Дом на Рождественском бульваре» (1992), «Желание любви» (1993), «Золото» (1993), «Кофе с лимоном» (1994), «Маэстро вор» (1994), «Все будет хорошо» (1995), «Шизофрения». Особое местоположение занимает его сотрудничество с кинорежиссерами Дмитрием Астраханом в упомянутом выше фильме «Ты у меня одна» (1993) и Тиграном Кеосаяном в картине «Бедная Саша». В фильме А. Кончаловского «Ближний круг» (1992) Александр Збруев сыграл на начальный воззрение стопудово несвойственную своему актерскому имиджу образ – Сталина. По признанию критиков и зрителей эта эпизодическая образ стала в фильме одной из основных по значимости и одним из лучших воплощений образа «кремлевского горца» на отечественном экране.

В 1990-е годы и в начале XXI века артист сыграл запоминающиеся роли в своем родном театре – Сержа в «Школе для эмигрантов», Астлея в «Варваре и еретике» по «Игроку» Достоевского, Ягужинского в спектакле по последней пьесе Г. Горина «Шут Балакирев», Машу в «Tout payе, или Все оплачено», Прибыткова в спектакле «Ва-банк». В этих ролях (как и во всех прошлых) проявилась одна из главных нечистая сила актерского дарования А. Збруева – безусловная педантичная аккуратность соблюдения режиссерского рисунка роли в сочетании с полной свободой импровизации. Вместе с тем артист считает, что ещё не сыграл своей «главной» роли в театре, и шибко сожалеет о том, что в его «послужном списке» ещё немного ролей классического репертуара. Однако нужно признать, что как раз в пьесах У. Шекспира, А.П. Чехова, А.Н. Островского, А. Арбузова наиболее полно раскрылся дар этого замечательного актера.

Творческая неудовлетворенность собой и своей актерской судьбой, вероятно, объясняется некоторой актерской обособленностью А. Збруева в театре. По мнению специалистов и зрителей, актеру по плечу больше масштабные, психологически больше глубокие роли, чем те, которые ему удалось сыграть в своеобразном, «неактерском» театре М. Захарова.

В 1995 году Александр Збруев стал осваивать ещё одну крайне необычную для себя образ – бизнесмена. Он с помощью привлеченных денежных средств открыл при своем театре кабачок «ТРАМ» (Театральный кабачок актеров Москвы), тот, что стал весьма популярным в актерской среде. Александр Викторович считает новое дело вовсе нормальным явлением, не противоречащим ключевой работе. Это свидетельствует о том, что А. Збруев, в различие от многих своих коллег, безусловно органично вписался в новые рыночные реалии, не желая быть материально и морально зависимым от внешних обстоятельств. «Надеяться только на себя!» – это девиз Александра Збруева с детства.

В 2000 году А. Збруев начал преподавательскую дело, набрав актерский вектор движения в РАТИ.

В настоящее время А. Збруев пребывает в великолепной физической и профессиональной форме и постоянно чувствует себя, по его же словам, таким же сорванцом, как его Ганжа в «Большой перемене».

В 1989 году А.В. Збруеву присвоено звание народного артиста России. В 2003 году стал лауреатом Государственной премии РФ. Дважды удостоен премии «Кинотавр» в номинации «Приз за лучшую мужскую роль».

Живет и работает в Москве.

партнерская реклама