Олег Евгеньевич Меньшиков

Олег Евгеньевич Меньшиков

Олег Евгеньевич Меньшиков.jpg

Карьера: Актер

Дата рождения: 8 ноября 1960, знак зодиака скорпион

Место рождения: Серпухов, Московская обл., Россия

В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил «Театральное товарищество 814», где впервые выступил в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором исполнил роль Чацкого. В своих последующих постановках – спектаклях «Кухня» М. Курочкина (2000), «Игроки» Н.В. Гоголя (2001), «Демон» (2003) в постановке К. Серебренникова по М.Ю. Лермонтову – он также играет главные роли.

Родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области. Отец – Меньшиков Евгений Яковлевич (1934 г. рожд.), боевой инженер. Мать – Меньшикова Елена Иннокентьевна (1933 г. рожд.), доктор.

В 1977 году Олег Меньшиков поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (вектор движения В.Б. Монахова) Среди ролей, сыгранных в студенческих спектаклях, – германский офицер в «Нашествии» Л. Леонова, Миловзоров в «Без вины виноватые» А.Н. Островского.

Одной из дипломных работ Олега Меньшикова стала образ в спектакле «Лестница славы» по пьесе Э. Скиба. Он ухватил кружевную вязь драматургии Скиба, ее темп, динамику; в этом ключе он играл молодого адвоката, неожиданно делающего феерическую карьеру и совместно с тем отдающего себе доклад в происходящем с ним в полной мере. Спектакль имел здоровенный счастливый момент, а Олега Меньшикова вслед за тем окончания училища приняли в труппу Мкрасного театра.

К тому времени у него уже были за плечами немного кинoрoлей. Первую образ в кино – разведчика Шурки – Олег Меньшиков сыграл ещё на 4-м курсе училища в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980). Успешными стали работы у Никиты Михалкова в «Родне» (1981) и у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» (1982).

Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась, хотя и состояла без малого из немого крупного плана. И тем не менее тотчас затем выхода на экран фильма куда ни кинь заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный артист интеллектуального плана...»

Это было начало. Потом всех сразила картина Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Этот кино – сказание о проигравшем все поколении, где Меньшиков мастерски сыграл в дуэте с Янковским. Развивая тему фильма, Р. Балаян, верный своему замыслу, с тревожным и настороженным любопытством ввел в круг действия некоего молодого человека – безымянного, с холодно-стеклянным отсутствующим взглядом, свободного от нравственных катастроф, готового в миг смести мир прошлого, но стопроцентно не ведающего, во имя чего его сметать...

Своими первыми ролями (причем все второго плана) Меньшиков высветил себя, будущего, в совершенный увеличение. Знаменитым его сделал кино «Покровские ворота» (1982), поставленный по пьесе Леонида Зорина.

Режиссер картины Михаил Козаков, вслед за тем того как попробовал на образ аспиранта Кости Ромина огромное численность молодых актеров, увидев Меньшикова на пробах, сию минуту понял, что фортуна улыбнулась ему. Роль юного мечтателя и романтика Костика, рекомендовавшего старшим, уже повидавшим многое, усталым людям «быть творцами собственной биографии», сыграна не без затей мастерски... Миловидный и активный Костик у Меньшикова победительно обаятелен, сыгран им без малого в джазовой импровизации и на одном дыхании. Но главное, чем покорил Меньшиков миллионы телезрителей, – это идеальное соответствие актера экранному образу. Меньшиков–Костик очаровывал всех эпатирующим азартом влюбленности в мир. Немалую образ в этом сыграла и великолепная пластика актера.

После Костика из «Покровских ворот» за Меньшиковым, казалось, на долгое время утвердился имидж юноши-романтика. Однако артист нетрудно и беспроблемно перешагнул границы амплуа – пригодился сценический навык, импровизации на сцене, обогатившие и усложнившие его профессиональную палитру.

На сцене Центрального академического театра Советской армии, где Меньшиков работал с 1982 по 1985 год, он сыграл Ганечку Иволгина в «Идиоте» Ф. Достоевского, Буланова в «Лесе» по А. Островскому, роли в спектаклях «Рядовые» А. Дударева, «Часы без стрелок» Б. Рахманина.

В 1985 году Олег Меньшиков перешел в Театр имени М.Н. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером театра. Вместе с ним в театр пришли Татьяна Догилева, Елена Яковлева, Александр Балуев.

Первая образ Меньшикова на новой сцене была мелкий, но сильно заметной. В публицистическом спектакле «Говори!», поставленном В. Фокиным по очеркам В. Овечкина «Районные будни» и ставшем одним из знаковых в отрезок времени перестройки, он играл помощника секретаря обкома. Этот секретарь – юный, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, тот самый начинающий партократ уже отчетливо знал, где, когда и что надобно действовать и гутарить.

Меньшиков играл в «Говори!» всего только момент. Его герой – эскиз, легкий набросок пером в череде других действующих лиц. Он появлялся и исчезал, намечая не столь, быть может, конкретные контуры данного характера, сколь сильно определенное предстоящее этого парня, молодого опытного чиновника, начавшего очень твердо тракт ввысь.

Следующей работой актера в Театре имени М.Н. Ермоловой стал Сергей Лукин в спектакле «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. Радзинского. Герой Меньшикова выразил в определенном ракурсе родное поколение – смятенное, растерянное, не знающее, как выискать себя в новой жизни, которая и страшит, и отталкивает. В спектакле был мощный актерский ансамбль, в особенности когда играли два дуэта: Т. Доронина – В. Павлов, Т. Догилева – О. Меньшиков.

Сразу позже «Спортивных сцен 1981 года» Меньшиков играет образ стопроцентно противоположную Лукину – Робеспьера в спектакле «Второй год свободы» Александра Буравского. Актеру удалось донести до зрительного зала трагические метания человека, тот, что сам «сочинил» революцию, сам ее осуществил и в настоящий момент видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому...

Роли в «Спортивных сценах 1981 года» и во «Втором годе свободы» были крайне существенны на творческом пути Меньшикова: определились масштабы его дарования, его актерской индивидуальности, разносторонние возможности.

В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную образ в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе А. Камю. Эта постановка стала театральной легендой. Римский диктатор в исполнении Олега Меньшикова (образ отмечена премией и дипломом фестиваля «Московские сезоны») – это адская мешанина кровавой жестокости и лиризма, бессилия и всемогущества, коварства и искренности... Он живет, пытаясь злом побороть зло, не понимая, что первой жертвой в этом поединке станет он сам.

Затем Меньшиков сыграл образ Вацлава Нижинского в спектакле ««N» Нижинский» А. Бурыкина (антреприза Театрального агентства «Богис»), поставленном по дневникам великого русского танцовщика. Такие работы крайне трудны: зрители как правило ищут соответствия на уровне таланта исполнителя и его героя. И автор пьесы, и актеры – Олег Меньшиков и Александр Феклистов – не ставили перед собой задачу воссоздать актуальный или творческий стезя Нижинского, а стремились представить внутренний мир гения, Артиста – «частицы Бога», мудрого и наивного, истинного Поэта танца, иррационального и непостижимого. По словам критики, более того при всей внешней несхожести артист казался на сцене самим воплощением «Бога танца», как называли Вацлава Нижинского современники. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза» (1993).

Известность Олегу Меньшикову принесла образ Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» М. Шермана в лондонском театре «Глобус» (1992), где он играл в дуэте со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв (Айседора Дункан). За претворение в жизнь этой роли артист был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Британской академии театральных искусств. Здесь же, в Лондоне, Олег Меньшиков играл Ихарева в спектакле «Игроки» по Н.В. Гоголю на сцене театра «Трайсекл».

Параллельно шла интенсивная служба в кино – в картинах «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Володя громадный и Володя маленький» (1986), «Михайло Ломоносов» (1986), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой обожаемый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1988), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990), «Дюба-Дюба» (1992, номинирован на приз за лучшую мужскую роль). За участие в фильме «Моонзунд» режиссера А. Муратова Олег Меньшиков был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко.

Оглушительный счастливый момент выпал на долю драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, премия «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля), и в этом немалая заслуга Олега Меньшикова. Роль агента НКВД Дмитрия, написанная сценаристами Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым сознательно для него, – одна из лучших в кинобиографии актера. Такого изломанного, несчастного, опустошенного человека, предавшего себя и других, уничтоженного и стертого страхом, на экране не было давнехонько. Меньшиков еще раз изумил и восхитил всех, но ныне уже высочайшим актерским профессионализмом. Роль Дмитрия в «Утомленных солнцем» принесла ему Государственную премию РФ (1996), приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую образ «Зеленое яблоко – Золотой листок».

Большой актерской удачей стала для Меньшикова и экранизация Сергеем Бодровым-старшим рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» (1996, Россия – США). Фильм был номинирован на «Оскар». Созданный актером ослепительный образ прапорщика Александра Ларина был отмечен многими кинематографическими наградами. Среди них: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую образ, приз за лучшую мужскую образ III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую образ (все 1996). За участие в фильме в 1998 году О.Е. Меньшикову была присуждена вторая Государственная премия РФ.

Новый счастливый момент актера – масштабная постановка Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где совместно с Меньшиковым, сыгравшим главную образ – юнкера Андрея Толстого, снимались кроме того Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко. За кино «Сибирский цирюльник» Олегу Меньшикову была присуждена третья Государственная премия РФ (2000), а ещё «Золотой витязь» за лучшую мужскую образ. В 1999 году на экраны вышел кино «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с его участием.

Свидетельство международного признания яркого таланта Олега Меньшикова – приглашение на одну из главных ролей в фильме Режиса Варнье «Восток – Запад» (1999, Франция), где его партнерами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннер. Фильм был номинирован на «Оскар».

В последующие годы артист сыграл Фандорина в фильме Ф. Янковского «Статский советник» (2005), Остапа Бендера в «Золотом теленке» режиссера У. Шилкиной (2006). В настоящее время Олег Меньшиков снимается в роли Юрия Живаго в картине А. Прошкина «Доктор Живаго» и в роли Дмитрия Арсентьева в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2».

В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил «Театральное товарищество 814», где в первый раз выступил в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором реализовал образ Чацкого. В своих последующих постановках – спектаклях «Кухня» М. Курочкина (2000), «Игроки» Н.В. Гоголя (2001), «Демон» (2003) в постановке К. Серебренникова по М.Ю. Лермонтову – он кроме того играет главные роли.

Помимо театральных и кинематографических наград, о которых говорилось выше, О.Е. Меньшиков является лауреатом российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1994), премии «Кумир» (2000, «Сибирский цирюльник», «Горе от ума»), двух премий «Чайка» (за образ Чацкого в «Горе от ума»; за оптимальный актерский ансамбль – спектакль «Игроки»).

В 2003 году Олегу Евгеньевичу присвоено звание народного артиста России (минуя заслуженного). Он ещё награжден французским Орденом искусств и литературы.

На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».

Живет и работает в Москве.

партнерская реклама