Олег Иванович Даль

Олег Иванович Даль

Олег Иванович Даль

Карьера: Актер

Дата рождения: 25 мая 1941, знак зодиака близнецы

Место рождения: Москва, Россия

Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал ее.

Родился 25 мая 1941 в подмосковном Люблине в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. В 1959 поступил в Театральное училище им. М.Щепкина, став учеником Б.Бабочкина и Н.Анненкова.

Первая служба в кино – образ Алика Крамера в фильме режиссера А.Зархи Мой старшой брат (1962) по повести Звездный квиток В.Аксенова, где Даль сыграл героя 1960-х, юнца-интеллектуала из московской подворотни. Большинство героев Даля в преждевременный отрезок времени творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, обличье худого, но шибко изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, мало грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актеру высказать время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в существование.

В 1967 В.Мотыль предложил Далю образ Жени Колышкина в фильме Женя, Женечка и «катюша». «Это был тот редкостный происшествие, когда артист явился подобно тому как из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», – вспоминал позже режиссер киноленты. 21 августа 1967 состоялась премьера и вызвала здоровенный заинтересованность у зрителей. Тем не менее на просторный экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное численность копий, прокат был разрешен только в периферии.

Важный период творческой судьбы О.Даля – осуществление роли Евгения Соболевского в фильме Н.Бирмана Хроника пикирующего бомбардировщика (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актеров советского кинематографа. Роль Кукольника и Солдата в Старой, старой сказке (реж. Н.Кошеверова, 1968) ещё больше укрепила влюбленность зрителей. В том же году в театре «Современник» Даль играет Ваську Пепла (На дне М.Горького, реж. Г.Волчек), играет ослепительно и как снег на голову. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля – цельный и стремительный порыв к счастью и красоте.

О.Даль продолжает вкалывать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме Король Лир режиссера Г.Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: нагой череп, торчащие уши, ввалившиеся щеки. Трагические и мудрые глаза. Вместоположение шутовского наряда – ветхое рубище. Его проблема не развлекать, а бередить раны.

В 1971 О.Даль снимается в картине режиссера Н.Кошеверовой Тень, исполняя разом две роли: Ученого и его Тени. Ученый – добрый, дорогой неудачник в потертом бархатном костюмчике, непреходящий юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но как снег на голову похождение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется посреди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками. Партнерами О.Даля в этом фильме были А.Вертинская, Л.Гурченко, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, А.Миронов.С 1974 в «Современнике» идут немедленно четыре спектакля с участием О.Даля: Валентин и Валентина М.Рощина, Провинциальные анекдоты А.Вампилова, Из записок Лопатина К.Симонова, Принцесса и лесоруб М.Микаэляна и Г.Волчек. С ним работают такие режиссеры как В.Фокин, И.Райхельгауз, Г.Волчек. А спектакль Принцесса и лесоруб был первым опытом О.Даля-режиссера.

В 1975 А.Эфрос дает вероятность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле По страницам журнала Печорина. Еще будучи школьником, прочитав Героя нашего времени М.Лермонтова, Даль решил сделаться актером, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

Встреча с А.Эфросом сызнова вернула О.Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева (Месяц в деревне И.Тургенева), тот, что, вроде ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых. В 1977 О.Даль снимается у А.Эфроса в фильме В четверг и больше ни при каких обстоятельствах в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина Острова в океане (1978). «Он был душевно крайне большой мужчина. Очень твердый, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актере А. Эфрос.

Выход на экран Отпуска в сентябре (по пьесе А.Вампилова Утиная охота, реж. В.Мельников, 1979) стал значительным событием в творчестве Даля. На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы строчить чудесные вирши, фантазировать песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в ее ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп тот самый отсчет уже не дней, не часов, – минут.

11 ноября 1980 Даль был зачислен в труппу «Мкрасного театра», где ему только единожды (31 декабря 1980) довелось сыграть образ Алекса (Берег Ю.Бондарева, реж. В.Андреев). Последней работой в кино стала образ Виктора Свиридова в фильме Незваный товарищ режиссера Л.Марягина (1981).

Олег Даль как правило сам продумывал задачу роли, ее рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а в особенности к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили вкалывать актеры и режиссеры. Его сердечный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне шибко подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме игрывать в совсем разных ритмах.

Обычное состояние без малого всех героев Даля – неприкаянность. Они не могут выискать себя в окружающем мире, а главное, разыскать себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.

Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал считать весьма до времени, он как-будто предчувствовал ее. Уход из жизни во многом определял саму его бытие. Из дневника: «Изо всех оставшихся сил норовить произнести все, о чем думал и думаю. Главное – соорудить!!!». Он боялся не поспеть изречь, сделать… Всегда находился в поиске.

Даль замечательно читал вирши, слегка «оттягивая» звук, вдумчиво проживая, а не декламируя его. В Олеге Дале угадывалась и затаенная нежность, и недовольство собой, и душевная незащищенность. Он знал, что такое глубокая грусть и основательный звук. Он падал в них как в основательный колодец. Отсюда его неповторимость и единственность.

Он не имел званий и наград. Не был лауреатом. Он был Артистом.

Олег Даль умер 3 марта 1981 в Киеве.

Литературное наследие О.Даля: Письма. М.: Вагант, 1991;

Воспоминания. Материалы из архива. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992;

Дневники. Письма. Воспоминания. М.: Центр-полиграф, 1998;

Говорю то, что думаю… М.: Вагант, 2001.
ФИЛЬМОГРАФИЯ

Мой меньшой брат (1962); Человек, тот, что сомневается (1963); Первый троллейбус (1963); От семи до двенадцати (1965); Строится мост (1965), Женя, Женечка и «Катюша»(1967); Хроника пикирующего бомбардировщика (1967); Старая, старая сказка (1968); Король Лир (1970); Тень (1971); Земля Санникова (1972); Плохой ладный дядя (1973); Пожар во флигеле (1973); Чацкий – это я! (1974), Звезда пленительного счастья (1975); Не может быть! (1975); Горожане (1975); Вариант «Омега» (1975); Обыкновенная Арктика (1976); Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977); В четверг и больше ни в жизнь (1977); Личное фортуна (1977); Золотая мина (1978); Расписание на послезавтра (1978); Отпуск в сентябре (1979); Клуб самоубийц, или похождения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) (1979); Мы смерти смотрели в физиономия (1980); Незваный приятель (1981).

партнерская реклама