Детские сны


ВОПРОС
Дочке 5,5 лет. До ее трех лет мы жили с ней вдвоем. Когда ей исполнилось три года, к нам вернулся ее отец. Еще через 1,5 года мы поженились. 10 месяцев назад родился второй ребенок. Дочь братика очень любит (хотя ревность все равно есть). Очень много рисует в том числе и семью (мама, папа, братик (в коляске) и себя). Стараюсь уделять ей как можно больше внимания. Постоянно говорим, как мы ее любим. Но этот год у нас просто кошмар. Не слушается, постоянно плачет. При этом она очень здорово сочиняет свои сказки и с удовольствием их рассказывает. А сказки в основном про непослушных мальчиков хулиганов, нерях, про то, как девочка провалилась в колодец, мальчик упал с крыши, и ему оторвало руку, голову... Как нам «разговорить» ребенка ? И что с ее сказками?
Заранее спасибо.

ОТВЕТ

Во-первых, хотелось бы вас предостеречь от попыток "интерпретировать" рисунки и сказки вашего ребенка. Даже если у вас есть какая-то информация о том, что могут означать те или иные проявления в творчестве ребенка, вы вряд ли сможете грамотно, верно и, что самое главное, безопасно для ребенка воспользоваться этой информацией.

Безусловно, возвращение отца стало в некоторой степени травмирующей ситуацией для вашей дочери, которая совпала по времени с первым возрастным кризисом - кризисом 3-х лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ:
По-прежнему продолжайте не только говорить про то, как сильно вы любите своего ребенка, но и подтверждайте это своими поступками, действиями. Например, почаще обнимайте ее, проявляйте нежность, играйте с ней, гуляйте. Ни в коем случае не нужно разделять детей, пытаясь таким образом оградить старшего ребенка от травмирующей его необходимости видеть, как вы уделяете время младшему.

ВО ЧТО ИГРАТЬ:

Если ваш ребенок сочиняет сказки и рисует, "идите за ним" в этой деятельности. Сначала просто наблюдайте, находитесь рядом. Постепенно предлагайте ребенку поиграть в "писателя", "сказочника".

Предлагайте ей сказки, где есть некая заранее заданная сюжетная линия, а вот финал нужно придумать ей самой. Например, «Жил-был мальчик, и были у него мама с папой. Мальчик их очень любил, а они его не очень слушались. Мальчик их воспитывал, воспитывал, а потом устал и говорит: «Вот что: поживите-ка вы тут без меня, а я пойду куда глаза глядят». И ушел. Шел-шел, и вдруг…». Кроме того, что это развивает воображение ребенка, это позволяет "моделировать" определенные жизненные ситуации, проживать их в сказке.

Девочке наверняка понравится и такая форма работы - вы задаете начало и конец сказки (тут уж надо постараться - финал должен быть ярким, образным, притягательным), а малыш описывает развитие сюжетной линии. Играя вместе с ним, вы можете корректировать развитие сюжета. Но это не всегда может быть полезно, так как в трагичные сюжеты ребенок вкладывает свои личные страхи, волнения, переживания.

Еще полезно придумывать вариации к уже известным сказкам, например:

Традиционная: «Репка». Вытянули репку.
Возможные: Вытянули не репку, а… клад…

Такие игры со сказками, помогут повысить уровень доверия ребенка к вам, а значит и шанс, что ребенок будет вам что-то рассказывать. Работая с ребенком на привычном ему материале, вы не вызовите сопротивления и сможете "проживать" некоторые ситуации.

И помните, что в сказках заложен огромный потенциал развития ребенка. Мрачные, трагичные сказки, страшилки - все это не бесполезно. Многие русские народные и авторские сказки специально "пугают" детей. Внимательно понаблюдайте за ребенком, попробуйте отсраниться и оценить, что же малыш хочет сказать такими "страшными" сказками и в случае необходимости посетите очную консультацию специалиста.

Можно сочинять сказки про семью, но для большего интереса героев можно назвать другими именами, или инициалами. То есть происходит некая замена - вроде как про меня, но и не про меня вовсе. При этом лучше, чтобы эти сказки писали родители. Таким образом они рассказывают ребенку, что же могло с ними произойти, а дети это любят слушать. Родители могут в сказках давать желательные модели поведения и готовят ребенка к реальной жизни.

партнерская реклама